×

Генеративный ИИ — насколько с ним всё хорошо для обычного человека?

Генеративный ИИ - насколько с ним всё хорошо для обычного человека?

Генеративный ИИ — насколько с ним всё хорошо для обычного человека?

Искусственный интеллект (ИИ) внедряется в жизненные процессы простых обывателей быстрее, чем предыдущие цифровые технологии, так как обладает потенциалом для значительного повышения производительности труда, что вызывает опасения по поводу равномерного распределения преимуществ в обществе. Несмотря на высокую осведомлённость об этом инструменте, его используют преимущественно молодые, образованные и социально активные люди, что потенциально усугубляет неравенство. Например, инструменты генеративного ИИ (GenAI) могут значительно повысить производительность в профессиональных письменных задачах, а в рутинных задачах кодирования для разработчиков программного обеспечения за счёт него, порой, достигается 55%-ный рост производительности. Гораздо меньше известно о том, как эта технология внедряется и используется домохозяйствами, и влияет ли это на индивидуальный доход или благосостояние граждан.

Современные системы способны создавать новый контент во всех формах медиа — текста, кода, изображений, аудио, видео и многого другого. За счёт такой универсальности они получили широкое распространение, и многие из них собрали огромную базу пользователей в рекордно короткие сроки, что даёт возможность трансформировать экономическое развитие, социальные структуры и глобальную конкурентоспособность. Несмотря на прогресс в подключении большего числа людей к Интернету, многогранный цифровой разрыв увеличивается, как внутри стран, так и между ними, усиливая различия в производительности и благосостоянии потребителей. Применение инновационных данных для обобщения стилизованных фактов имеет основополагающее значение. Это включает в себя понимание типов пользователей и экономик, которые лидируют в области внедрения генеративного ИИ, строительства дата-центров, а также того, как люди используют эти инструменты.

Определение широты охвата исполняемых задач очень варьируется и предполагает широкий спектр технологий — от компьютерного зрения до робототехники и обработки естественного языка. Поскольку цифровое присутствие становится все более важным во всех отраслях, данные о посещаемости веб-сайтов стали важнейшим инструментом для понимания поведения пользователей в Интернете и реагирования на него. Данные о посещаемости веб-сайта обычно включают такие показатели, как количество посещений, время, проведённое на сайте, показатели отказов и демографические данные пользователей. Эти данные широко используются специалистами по цифровому маркетингу, бизнес-аналитиками и исследователями для получения информации о поведении людей в Сети и эффективности программного продукта. Распространённые приложения включают оптимизацию взаимодействия с пользователями, совершенствование контент-стратегии, измерение эффективности маркетинговых кампаний и информирование о бизнес-решениях. Крупные компании, инвесторы и финансовые аналитики часто используют эти данные для совершенствования своих цифровых стратегий, в то время как небольшие фирмы и создатели контента используют их для лучшего понимания своей аудитории.

Но так ли ощущается эффект от использования этой новой технологии для обычного человека? Специалисты подсчитали, что использование GenAI связано с увеличением доходов всего на 1,8–2,2%, что сопоставимо с полугодием дополнительного образования и составляет одну десятую от возврата к использованию компьютеров в начале 1990-х годов. Этот эффект статистически значим и устойчив во всех спецификациях, включающих фиксированные эффекты сектора и рода занятий. Премия к заработку несколько выше у мужчин, что позволяет предположить некий гендерный разрыв в эффективности применения и в оплате труда.

Несмотря на то, что женщины составляют 48% пользователей Интернета во всем мире, их доля в пользовании передовыми разработками составляет всего 33% от общего числа взаимодействующих с этими приложениями. Более высокая представленность женщин в ИИ для создания изображений может быть объяснена более широким участием женщин в таких областях, как мода и дизайн. Географическое распределение пользователей также может играть определённую роль. В развивающихся странах чат-боты более распространены, чем инструменты для создания изображений и видео. Как и ожидалось, инструменты искусственного интеллекта привлекают преимущественно молодых пользователей, а инструменты для создания видео демонстрируют наиболее выраженный молодёжный уклон.

Специализация в цифровом секторе и на рабочих местах, а также свободное владение английским языком предполагают более широкое использование чат-ботов, но не других видов искусственного интеллекта. Более высокая скорость Интернета более важна для инструментов создания изображений и видео. Для развивающихся регионов целевые инвестиции в цифровую инфраструктуру и навыки, а также развитие отечественной индустрии обслуживания «белых воротничков» необходимы для того, чтобы в полной мере использовать потенциал технологий искусственного интеллекта. Хотя эти инструменты открывают беспрецедентные возможности для улучшения обучения и доступа к информации. Однако за это удобство пришлось заплатить когнитивными издержками, снизив склонность пользователей критически оценивать результаты собственной работы. Многочисленные исследования уже выявили их потенциальное негативное влияние на когнитивное развитие, критическое мышление и интеллектуальную независимость.